Техника изготовления витража пережила много революционных мер. Менялись способы крепления элементов, а также способы обработки стекла. Метод нанесения самого рисунка также менялся несколько раз. В наше время является довольно распространенной техника Тиффани, которая носит имя своего создателя Льюиса Тиффани. Именно он вдохнул в эти стеклянные рисунки новый дух. Его новшество — это самый распространенный способ изготовления витражей.
Эта техника в основном работает с цветными стеклами и традиционным металлическим переплетом между маленькими частями общей картины. Также не менее популярной является техника «крепление протяжкой». По сути это также работа с традиционными цветными орнаментами. Разнятся только способы крепления в единый каркас.
Льюис Тиффани был одним из мастеров, в корне недовольных древней методикой изготовления витражных рисунков, поэтому много времени он посвятил работе над совершенствованием мастерства и самой технике декора. Он экспериментировал с материалом для витража, а также со способом крепления стекла.
Ведь до этого была известна только одна техника — паечный витраж, корни которого идут из Эпохи Возрождения или Средних Веков. Этот способ был довольно простой, что не устраивало амбициозного мастера. Он предложил совершенно новое стекло для витража и создал свою технику, которая теперь и носит его имя, славя и мастера, и страну, в которой он жил. Ведь иногда технику Тиффани еще называют «американской».
Чем же отличается стекло Тиффани? Самое главное его преимущество — цвет. Цветовая гамма у него была столь насыщенная, что просто поражала. Как же мастер добивался такого цвета, которого порой даже на красочной палитре не было? Он разными способами мог получить как новый, так и довольно насыщенный цвет. Иногда Льюис отдавал предпочтение смешиванию тонов, иногда он просто складывал маленькие стекла друг на друга по принципу бутерброда. Тем самим пытался добиться нужного ему цвета. Льюис Тиффани был настолько зациклен на яркости цвета, что иногда уже на готовом витраже он выбивал тростью неподходящие части композиции.
Мастер Тиффани стал настолько известным в работе с витражами только из-за скрупулезности по отношению к материалу для работы и цветовой палитре. Эти детали и отличали его работы от других. Он всегда говорил, что самым главным залогом успеха является правильное соединение цветов в рисунке, а также использование одинаковой фактуры материала. Важными были даже линии направления на стекле.
Множество критиков иногда называли его работы очень тяжелыми для восприятия. Но если их просили объяснить, в чем именно сложность, сначала они говорили о насыщенности цветов, потом переводили разговор на тему яркости, но при всем этом начинали рассказывать про его работы, как про живопись. Что было крайне странно, ведь мастер никогда не пытался повторить природу. Он просто показывал ее такой, какой видел ее сам. Из-за этого все его картины были на грани с реалистическим миром, хотя при этом оставались простой стилизацией.
Множество людей путает стиль Тиффани с одноименной технологией. Обратите внимание на то, что стиль Тиффани — это и есть красочные витражи из классической формы стекла. Картины и лампы в этом стиле поражают своей природной реалистичностью. Если говорить о технологии Тиффани, то это способ, которым соединяют стекло. Имеется в виду соединение стекол с помощью медной фольги.
Картины (а ведь это, и правда, пейзажи, а не только геометрические рисунки) Льюиса Тиффани являются очень дорогими. Их оригиналы можно встретить только в некоторых частных коллекциях, несколько таких работ можно найти в церквях Англии, Америки. Множество работ являются музейными экспонатами.
Нужно также разобраться, в чем же суть технологии. В отличие от обычных витражей, в которых использовались свинцовые прутья для соединения элементов, в этой технике мастер использовал только медные ленты. Сама же лента была шире, чем стекло, поэтому ее загибали по краям под прямым углом, тем самым создавая держатель для стекла. Потом при соединении всех элементов, эти куты просто плавили вместе оловом и покрывали патиной, черной или медной. Сама же лента в витражах Тиффани имела очень маленький захват стекла, примерно в 1-2 мм, что позволяло формовать контуры фигуры много раз. Также очень малый вес имели сами каркасы витража.
Льюис Тиффани сделал с этой техникой все возможное и превратил ее в целое искусство изготовления витража. Фирма его прекратила свое существование в 1932 году. Сам Льюис умер сразу через год после этого. В мире же очень много ателье используют имя «Тиффани» как бренд.
[youtube]diCOTSwRrtw[/youtube]